КУРС
ПЛОВЕЦ-СПАСАТЕЛЬ (АКВАЛАНГИСТ) ВОДОЛАЗНЫЙ
ЦЕНТР «HAISEN
DIVERS» Часть
4 МЕТОДИКА ПОГРУЖЕНИЙ
·
Передвижение под водой
·
Водолазные сигналы ·
Планирование водолазного
спуска
·
Способы ориентирования под водой: ·
Экономия воздуха ·
Таблицы погружений ·
Пребывание под водой и
подъем на повеорхность
·
Правила пользования таблицами
декомпрессии ·
Остановка безопасности (Decostop) ·
Проведение
остановки безопасности
·
Погружения в экстремальных условиях ·
Нормальные ·
Спуски на течении ·
Меры предосторожности
·
Спуски зимой
·
Спуски ночью
·
Меры безопасности при
спуске с пологого берега ·
Меры безопасности при
спуске с крутого берега (скал, камней) ·
Меры безопасности при
спуске с высокобортного судна ·
Меры безопасности при спуске с
низкобортного судна
·
Индивидуальные
спасательные средства ·
Международные сигналы бедствия на
море ·
Способы подводного поиска Часть
4 МЕТОДИКА ПОГРУЖЕНИЙ
Передвижение
под водой
Плавание под водой несколько
отличается от плавания на поверхности. При
плавании на поверхности, мы используем руки
более активно, чем ноги. Под водой мы
используем ноги обутые в ласты. Необходимо
научиться двигаться под водой
исключительно с помощью ног. Под водой руки
больше помеха, чем помощник. Примите
горизонтальное положение, используйте
широкие медленные махи ластами. Ваши колени,
конечно, немного согнутся, но это не страшно.
Используйте мускулы бедра, работая ластами.
Основная ошибка всех начинающих водолазов
это сгибание коленей подобно подниманию по
лестнице или езде на велосипеде. Большая
положительная либо отрицательная
плавучесть также создает
неудобства, так
как вынуждает пловца затрачивать
дополнительные усилия для сохранения
необходимой глубины. Плавание
в гидрокостюме мокрого или полусухого типа
обычно не связано с какими- то особенными
трудностями если костюм подходит по
размеру. Трудности вызывает обучение
плаванию в гидрокостюме сухого типа. Необходимо
научиться надевать костюм, удалять из него
излишки воздуха при погружении, добиваться
нулевой плавучести под водой, не допускать
обжатия. Также необходимо научиться
ухаживать за гидрокостюмом: опреснять,
просушивать, смазывать клапана. Плыть с аппаратом на поверхности
воды удобнее на спине. Водолазные сигналы
*
Знаки, которыми будут
обмениваться водолазы под водой должны
быть повторены и согласованы на
поверхности перед каждым спуском, а также
продублированы при получении или
подтверждены принимающим. Планирование водолазного спуска
Заранее: ·
Цель ·
Где (место спуска + запасное) ·
С кем ·
Когда ·
Как добраться ·
Безопасность (аптечка, связь,
транспорт, барокамера) ·
Соберите информацию у тех, кто там
бывал. ·
Водолазное снаряжение, ЗИП ·
Прочее снаряжение ·
Документы, билеты ·
Погода, состояние воды ·
Забивка
баллонов ·
Кто останется на берегу ·
Обратная дорога На
месте: ·
Окончательное решение спускаться
или нет ·
Отметить места входа выхода ·
Договоритесь, кто руководит ·
Определите время, глубину и выход по
остаточному воздуху
·
Действия при стандартном спуске и
при возникновении опасной ситуации ·
Осмотр приборов ·
Повторите сигналы «Планируйте и
выполняйте запланированное» Способы
ориентирования под водой: *
По компасу *
По солнцу *
По барханам на песке (не
точен) *
По предметам под водой
(естественные и искусственные ориентиры) *
По течению (движение
водорослей) Экономия воздуха ·
Успокойте
дыхание и упорядочьте мысли ·
Дышите
глубоко, не допускайте сбоя дыхания ·
Двигайтесь
медленно ·
Держите
руки при себе, делайте глубокие гребки
ногами ·
При
движении старайтесь сохранять обтекаемое
горизонтальное положение тела ·
Следите за
настройками регулятора ·
На
поверхности не пользуйтесь воздухом из
баллона, поддувайте компенсатор ртом ·
Прекратите
утечки воздуха из соединений и лёгочного
автомата ·
Не
мёрзните, используйте гидрокостюмы даже в
тёплой воде ·
Следите за
своей физической формой ·
Не
соревнуйтесь кто из вас дольше просидит под
водой
|
Метры
|
МДВ
(мин.) |
|
|
12 |
130 |
||
15 |
80 |
||
18 |
55 |
||
21 |
45 |
||
24 |
35 |
||
27 |
25 |
||
30 |
22 |
||
33 |
15 |
||
36 |
12 |
||
39 |
8 |
||
·
Всплывать не быстрее
18 м/мин.
·
Использовать точное значение
таблицы или в сторону увеличения
·
Планируя спуск, используйте
максимальные значения глубины на всё время
погружения
·
При нескольких погружениях первое
совершается на самую большую глубину, все
последующие - по убыванию
·
Глубина до 12 метров по таблице
означает глубину 12 метров
·
Минимальный интервал между
погружениями 10 минут, но мы настоятельно
рекомендуем проводить на поверхности не
менее часа. Если время пребывания на
поверхности между спусками было меньше 10
минут- то считайте что это ОДИН непрерывный
спуск
·
24 часа - время на полное выведение
азота из организма после бездекомпрессионных
погружений
·
При спусках в холодной воде или при
тяжёлой физической работе (течении),
используйте следующее табличное значение
времени
·
Избегайте пограничного
бездекомпрессионного времени пребывания
на глубине
Остановка безопасности (Decostop)
Концепция
ее проста: следует прерывать подъем на
глубине 3-6 метров, оставаясь на этой
глубине несколько минут перед всплытием
на поверхность. Это дает возможность
увеличить время снижения уровня
накопленного азота и помогает предотвратить
"вскипание крови" за счет образования
микропузырьков азота в кровеносных
сосудах. Чем дольше, тем лучше.
Наиболее
распространенным способом проведения
остановки безопасности является
продолжение погружения. Часто верхушки
рифов находятся именно на глубине 3-6
метров. Поэтому превосходным способом
проведения остановки безопасности
является изучение дна под катером на этой
глубине.
Хотя
проведение остановки безопасности
выполняется на малой глубине, подготовка к
ней начинается с начала всплытия.
Если
Вы ждете, пока достигните трехметровую
отметку, думая о проведении остановки
безопасности, то пропустите наверняка!
Всплывая,
постоянно стравливайте расширяющийся
воздух из компенсатора (ВС) для поддержания
нейтральной плавучести. Всплывайте
медленно, заранее "вывешиваясь" при
приближении к глубине 6 метров. Посмотрите
внимательно на глубиномер и, убедившись,
что находитесь на малой глубине,
незначительно измените объем воздуха в
легких или в компенсаторе для обеспечения
нулевой плавучести. Сосредоточьтесь на
управлении глубиной и нулевой плавучестью,
или Вы найдете себя плавающим на
поверхности.
При
использовании якорного каната, горизонтального
линя, спускоподъемного конца, фала от
плавающего буя или трапеции для помощи в
удерживании на нужной глубине в процессе
остановки, пользуйтесь ими как ориентирами.
Не рассчитывайте, что они удержат Вас от
всплытия на поверхность. Якорный канат или
жесткий леер для вывешивания поможет
остановиться на нужной глубине, но
утяжеленный вертикальный линь, подвязка к
плавающему бую или обычный подвешенный
леер для "вывешивания" может
подвсплыть вместе с Вами, если у Вас
положительная плавучесть. Во избежание такой
нежелательной ситуации поддерживайте во
время "вывешивания" нейтральную или
немного отрицательную плавучесть. Если Вы
начали всплывать, выдохните для уменьшения
объема в легких, не колеблясь, выпустите
больше воздуха из Вашего компенсатора.
Хватайтесь
за канат или площадку для "вывешивания"
осторожно, избегая повреждений от резких
толчков, вызванных движением воды. Руки
держите расслабленными. Когда
обстоятельства требуют Вашего "вывешивания"
под судном, будьте осторожны, чтобы не
всплыть и не повредить голову о винты, руль
или трап.
Вы провели три минуты
на пяти метрах - что теперь? Наверх? Да, но
это не все. Окончательное всплытие -
дистанция от остановки безопасности до
поверхности. Всплывайте медленно, спокойно,
и Ваша остановка безопасности будет
действительно безопасной.
Погружения
в экстремальных условиях
Нормальные условия
- спуск
на глубину до 12 метров в светлое время суток,
при плюсовой температуре, при скорости
течения не более 0,5 м/сек., видимости не
менее 2-х балов (2-3 аквалангиста).
Спуски на течении
Для того чтобы
спускаться под воду на течении в
лёгководолазном снаряжении нужно иметь
достаточно серьёзные основания
·
При силе течения до 1 м/сек.
подготовленные водолазы
·
При силе течения до 2 м/сек. наиболее
опытные водолазы
·
При силе течения свыше 2 м/сек. спуски
запрещены
·
Груз до 70 кг. На проводнике
·
Ходовой конец с огоном
·
Определить скорость и направление
течения ещё на берегу
·
Помнить, что у берегов течение,
обычно, слабее. А также о том, что в узкостях
оно усиливается
·
Измерить глубину в месте спусков
·
График приливов-отливов
·
Связь с постами гидрометео и
медучреждениями.
·
Утяжелённые груза и стельки
·
Наличие дежурного судна
·
Будка над местом спуска
·
Двойной комплект тёплого белья
·
Ограниченное время пребывания под
водой
·
Тёплое место для переодевания
·
Майна 2*2 метра с настилом из досок без
острых краёв
·
Леерное ограждение
·
Вмораживается бревно, к которому
крепится страховочный конец
·
Длина страховочного конца не более 100
м. без узлов
Спусками в тёмное
время суток считаются спуски при включении
огней на судах или в домах на берегу.
Осуществляются при наличии светильников и
фонарей.
Меры безопасности при спуске с
пологого берега
Определить
место спуска, место выхода (основное и
запасное), запомнить ориентиры на берегу,
определить, кто останется на берегу с
аптечкой и телефоном. Ласты в руках или на
ногах (в зависимости от состояния моря и
предполагаемого расстояния до места спуска),
маска на шее. При спокойной воде войдите в
воду по пояс, поддуйте компенсатор,
наденьте ласты (помогая друг другу),
наденьте маску на лицо, продуйте лёгочный
автомат вставьте его в рот, и плывите по
поверхности к месту спуска.
Потом удалите воздух с компенсатора.
Желательно иметь компас. При надетых ластах
можно входить в воду спиной вперёд, или
боком. При волнении подберите момент
наиболее спокойной воды. Набегающие и
отходящие волны встречайте боком.
Меры безопасности при спуске с
крутого берега (скал, камней)
Осмотрите
место, заранее определите места выхода из
воды (основное и запасное), подготовьтесь к
спуску, по возможности заведите страхующий
трос для выхода из воды, поднимите
водолазный флаг (красный с белой полосой).
Откройте вентиль аппарата, оденьте его,
наденьте ласты и маску, вставьте загубник
лёгочного автомата в рот, сделайте 2-3
контрольных вдоха, поддуйте компенсатор.
Посмотрите вниз, вдохните и шагните широким
шагом в воду придерживая маску и лёгочный
автомат одной рукой, а другой
рукой закрывая затылок. Находясь на
поверхности, подайте
сигнал ОК и отплывите в сторону.
Выходя из
воды, подавайте сначала пояс, затем аппарат,
после этого снимите и подайте ласты,
сдвиньте маску на шею и поднимайтесь на
борт.
Меры безопасности при спуске с
высокобортного судна
Выбирайте
судно, полностью снаряженное необходимым
оборудованием для поддержки и безопасности
спусков, а также укомплектованное
подготовленной командой.
Судно
поставьте на якорь, опустите декостоп,
поднимите водолазный флаг (красный с белой
полосой - "подо мной находится водолаз"),
международный флаг Альфа (бело-синий с
косицами - "У меня спущен водолаз,
держитесь от меня в стороне, следуйте малым
ходом"), а также шар-ромб-шар.
Откройте
вентиль аппарата, наденьте его, наденьте
ласты, маску, вставьте загубник лёгочного
автомата в рот, сделайте 2-3 контрольных
вдоха, поддуйте компенсатор, посмотрите
вниз, вдохните, и широким шагом шагните в
воду придерживая маску и лёгочный автомат.
Находясь на поверхности - подайте сигнал «ОК»
и отплывите в сторону. Спускаться на
глубину можно контролируемым свободным
погружением или по якорной цепи. Выходите,
подав сначала пояс, затем аппарат, снимите и
подайте ласты, если судно оборудовано
трапом.
Меры
безопасности при спуске с низкобортного
судна
Используйте
только суда с обученной командой. Выключите
мотор. Судно поставьте на якорь, или пусть
оно следует за вашими пузырями на вёслах
или малым ходом под мотором чуть в стороне.
Подготовьте декостоп, поднимите водолазный
флаг ("красный с белой полосой - "подо
мной находится водолаз"), международный
флаг Альфа (бело-синий с косицами - "У меня
спущен водолаз, держитесь от меня в стороне,
следуйте малым ходом"), откройте вентиль
аппарата, наденьте аппарат, ласты, маску,
вставьте загубник лёгочного автомата в рот,
сделайте 2-3 контрольных вдоха, поддуйте
компенсатор. Посмотрите вниз, не помешает
ли что-нибудь вашему свободному падению (не
наступил ли кто-нибудь вам на ласты, если вы
идёте с сигнальным концом - не запутался ли
сигнальный конец) вдохните и кувыркнитесь
назад, придерживая маску и лёгочный автомат.
Находясь на поверхности - подайте сигнал «ОК»
и отплывите в сторону. Спускаться под воду
можно контролируемым свободным
погружением или по якорному концу.
Поднимаясь на борт судна после погружения,
подавайте сначала пояс, затем аппарат,
снимите ласты при наличие трапа или
выходите в ластах переваливаясь через борт.
Copyright © 2003 Haisen Divers All rights reserved. Webdesign Marcel
|