Пароход "Владимир" найден

...Хлопоты и суета - неизменные спутники начала любого путешествия - остались позади, пассажиры, обустроившись в каютах, потянулись на верхнюю палубу, чтобы еще раз взглянуть на уходящий к горизонту Владивосток. Прямой форштевень парохода “Владимир” резал спокойную гладь залива Петра Великого. 21 июля 1897 года судно, принадлежавшее пароходной компании Шевелева и построенное несколько лет назад в Англии, вышло в рейс в китайский порт Чифу с заходом в Посьет.

До мыса Гамова, у которого предстояло сменить курс, по расчетам второго штурмана оставалось более 4 часов хода, и капитан Эриксен, отдав необходимые распоряжения, спустился в каюту. Звуки ровно работающей машины, легкий шум вентиляторов, ласкающее теплом солнце навевали спокойствие и некоторое благодушие. Никому не приходило в голову, что в изначальные расчеты штурмана, такие, казалось бы, простые, вкралась незначительная ошибка. Незначительной она была в исходной точке, но по мере движения судна становилась все более и более серьезной.

Изменчива погода в заливе Петра Великого. Небо оставалось безоблачным, но “Владимир” вдруг вошел в невесть откуда взявшуюся полосу тумана. Сразу стало прохладно и сыро. Пассажиры разбрелись по каютам. Штурман доложил капитану обстановку. Эриксен поднялся на мостик и, осмотревшись, уменьшил ход. Капитан склонился над картой: по последнему определению штурманом места до Гамова оставалось около 8 миль. Эриксен хотел было дать команду рулевому отвернуть на несколько градусов на левый борт, чтобы обогнуть опасный мыс на значительном расстоянии, как вдруг сильный удар потряс “Владимир”, и он резко остановился. Испуганные пассажиры заполнили верхнюю палубу, тщетно пытаясь что-либо разглядеть в пелене тумана. А команда занялась своим делом. Осмотрев пароход, капитану доложили, что в носовом трюме две пробоины, которые заделать невозможно. Загерметизировали трюм и предприняли было попытку сняться с банки, работая задним ходом, но камни крепко держали “Владимир”.

С моря подул ветер, и вскоре туман рассеялся. Картина впечатляла: пароход выскочил на отвесную скалу, столбом торчащую прямо у мыса Гамова, причем нос “Владимира” оказался почти на берегу. Волнение моря усиливалось, пошла крупная зыбь, которая стала раскачивать судно и бить его о камни. Вскоре образовалась пробоина и в машинном отделении. Эриксен понял, что пароход обречен, и послал шлюпку во Владивосток за помощью.

Утром 23 июля к месту катастрофы подошли крейсер “Дмитрий Донской”, канонерская лодка “Отважный”, ледокольный пароход “Надежный”, транспорт “Камчадал”. Тяжелое зрелище предстало перед моряками: пароход “Владимир” лежал между валунами на правом борту, а вокруг него кучковались шлюпки с пассажирами. Не мешкая приступили к спасательным работам. На “Надежном” ими руководил старший штурман лейтенант П. Шмидт, который через 8 лет возглавит восстание в Севастополе.

А это выдержка из вахтенного журнала транспорта “Камчадал”: “...Подходя к мысу Гамова, к месту крушения парохода “Владимир”, убрали механический лаг, показания которого были 47, 3/4 мили. 20 мин. 8 часа в расстоянии 5 кабельтовых от крушения парохода “Владимир” остановили машину и на глубине до 30 сажень отдали левый якорь, канат которого травили до 70 сажень, грунт песок. 25 мин. 8 часа с потерпевшего парохода “Владимир”... пришла шлюпка, с которой сообщили, что машинное отделение парохода залито водой, и в 12 часов с парохода начали перевозить вещи и навигационное имущество, прибыла часть команды и прислуга парохода. 40 мин. 1 часа пришла с парохода последняя шлюпка с вещами и людьми. Всего пассажиров, в том числе и прислуги, принято на борт 47 человек по преимуществу китайцев. 40 мин. 2 часа пошли обратно во Владивосток”. Остальных пассажиров и членов команды взяли на борт другие корабли.

В морском патриотическом объединении “Восток” пароход “Владимир” “отслеживали” давно. Немало сил и времени потратил на это Юрий Ведерников, который попутно выявил многие другие катастрофы и факты гибели кораблей российского флота, военного и коммерческого, на Дальнем Востоке. Поиски и исследования архивных документов, в которых мы в нашем регионе ограничены, кое-что дали, но немного. По нашим сведениям, до нас этим пароходом, как, впрочем, и другими, никто не занимался.

Начало морским практическим работам было положено осенью 1995 года, когда парусно-моторная яхта “Командор” с группой Вячеслава Трубникова вышла в район мыса Гамова с целью найти все-таки пароход “Владимир”. С завидной настойчивостью искали парни следы катастрофы. Подобные поиски, как правило, дело затяжное. Нашли какую-то старую мину, остов шхуны “Лахтак”, наткнулись на экспедиционный катер “Кварц”, затонувший в 1983 году. “Владимир” не обнаруживался. В этом году поисковые работы были продолжены. И вот пришла удача.

...Парусно-моторная яхта “Командор”, распрощавшись на траверзе острова Фуругельма с экспедиционным катером “Пеленг”, направилась в Посьет. Прибыв к месту назначения и отсняв маяк Назимова - один из первых в Приморье маяков французской постройки 1896 года со старинным колоколом, - “Командор” вернулся на свою базу в бухту Витязь. Основной задачей команды Вячеслава Трубникова был поиск парохода “Владимир” и у острова Стенина - останков парусно-винтовой шхуны “Восток”. Однако разыгравшийся шторм несколько оттянул начало работ.

Наконец море успокоилось. “Командор” рванулся из Витязя в район мыса Гамова. Около недели спускались аквалангисты под воду и “ели” свои акваланги, прочесывая свалы, дно побережья. Надежда обнаружить что-либо таяла, настроение падало...

Последний спуск. Под воду ушел Александр Силиванов. Томительные минуты ожидания... Сколько таких минут было у подводников-поисковиков “Востока” за последние 8 лет! Уже свертывали снаряжение и оборудование, готовили к пуску двигатель в ожидании выхода аквалангистов. Наконец пузыри воздуха приблизились к яхте, и через минуту Силиванов вынырнул у борта и доложил: между крупными валунами обнаружил какую-то крупную механическую конструкцию. Трубников, схватив последний резервный акваланг, ринулся за борт и надолго исчез. Двигаясь вниз по крутому свалу, Вячеслав по “прокладке” Силиванова вдруг также неожиданно между двух валунов на глубине около 8 метров увидел этот объект, приблизился к нему и, пройдя над находкой несколько метров, тщательно ее осмотрел. Никаких сомнений не оставалось: между огромными валунами лежала 3-цилиндровая паровая машина на литой станине, судя по размерам, принадлежавшая крупному судну. Медленно продвигаясь вдоль машины, Трубников обнаружил паровые вспомогательные механизмы, куски трубопроводов, обшивки, фрагменты набора корпуса. Судна в том привычном виде, в каком оно должно быть, не существовало: за 99 лет пребывания под водой шторма разметали его. Продолжая осмотр, Вячеслав вдруг увидел лежавший на грунте чуть в стороне от останков корпуса огромный 4-лопастный гребной винт диаметром около 5 метров. Сомнений не оставалось: найдены останки именно парохода “Владимир”. Воздух в последнем акваланге заканчивался, и нужно было подниматься на поверхность.

“Командор” вернулся на базу набивать воздухом акваланги. В. Трубников, А. Силиванов, Е. Тушкин с азартом обсуждали планы работ на следующий день, определяя район дальнейшего поиска. Но необычайный душевный подъем, жгучее нетерпение немедленно продолжить работы напрочь и безжалостно остудил разыгравшийся ночью шторм, почти на неделю приковавший поисковиков к полуразрушенной зверобойной шхуне, используемой в бухте Витязь в качестве причала.

Наконец ветер выдохся, непогода утихомирилась. Как только море успокоилось, “Командор” выскочил из Витязя к уже знакомой скале.

Перед подводниками стояла задача отыскать кормовую оконечность парохода. Теперь уже без труда нашли паровую машину и продолжили осмотр района. Спускаясь поочередно под воду, делали открытие за открытием. Останки кормовой оконечности обнаружили на свале чуть в стороне возле самого шельфа. Вячеслав Трубников спустился с подводным боксом (впервые в “Востоке” появилась аппаратура для подводных видеосъемок) с задачей отснять все находки. Работая под кормовым подзором “Владимира”, Вячеслав нашел и снял на видеокамеру гребной вал с дейдвудным подшипником, 4-лопастный винт на валу (найденный накануне винт оказался запасным), перо руля около 7 метров длиной, а рядом лежал сектор привода баллера руля. Просмотрев позже отснятый материал, остались довольны: не стыдно показать людям.

И вот “Командор” вернулся во Владивосток, завершив второй этап юбилейной подводно-поисковой экспедиции. Морское патриотическое объединение “Восток”, несмотря на полное отсутствие финансирования и какой-либо помощи со стороны официальных структур (кроме Тихоокеанского флота и управления культуры администрации края), успешно закрывает свои планы и программы, посвященные 300-летию российского флота.

Автор - Сергей БЕВЗ. Газета "Владивосток" 15 октября 1996.

 

Copyright © 2003 Haisen Divers  All rights reserved.         Webdesign Marcel

 

Хостинг от uCoz