Пароход "Владимир" найден
...Хлопоты и суета - неизменные спутники
начала любого путешествия - остались позади, пассажиры, обустроившись в каютах,
потянулись на верхнюю палубу, чтобы еще раз взглянуть на уходящий к горизонту
Владивосток. Прямой форштевень парохода “Владимир” резал спокойную гладь залива
Петра Великого. 21 июля 1897 года судно, принадлежавшее пароходной компании
Шевелева и построенное несколько лет назад в Англии, вышло в рейс в китайский
порт Чифу с заходом в Посьет. До мыса Гамова, у которого предстояло сменить
курс, по расчетам второго штурмана оставалось более 4 часов хода, и капитан
Эриксен, отдав необходимые распоряжения, спустился в каюту. Звуки ровно
работающей машины, легкий шум вентиляторов, ласкающее теплом солнце навевали
спокойствие и некоторое благодушие. Никому не приходило в голову, что в
изначальные расчеты штурмана, такие, казалось бы, простые, вкралась незначительная
ошибка. Незначительной она была в исходной точке, но по мере движения судна
становилась все более и более серьезной. Изменчива погода в заливе Петра Великого.
Небо оставалось безоблачным, но “Владимир” вдруг вошел в невесть откуда
взявшуюся полосу тумана. Сразу стало прохладно и сыро. Пассажиры разбрелись по
каютам. Штурман доложил капитану обстановку. Эриксен поднялся на мостик и,
осмотревшись, уменьшил ход. Капитан склонился над картой: по последнему
определению штурманом места до Гамова оставалось около 8 миль. Эриксен хотел
было дать команду рулевому отвернуть на несколько градусов на левый борт, чтобы
обогнуть опасный мыс на значительном расстоянии, как вдруг сильный удар потряс
“Владимир”, и он резко остановился. Испуганные пассажиры заполнили верхнюю
палубу, тщетно пытаясь что-либо разглядеть в пелене тумана. А команда занялась
своим делом. Осмотрев пароход, капитану доложили, что в носовом трюме две
пробоины, которые заделать невозможно. Загерметизировали трюм и предприняли
было попытку сняться с банки, работая задним ходом, но камни крепко держали
“Владимир”. С моря подул ветер, и вскоре туман рассеялся.
Картина впечатляла: пароход выскочил на отвесную скалу, столбом торчащую прямо
у мыса Гамова, причем нос “Владимира” оказался почти на берегу. Волнение моря
усиливалось, пошла крупная зыбь, которая стала раскачивать судно и бить его о
камни. Вскоре образовалась пробоина и в машинном отделении. Эриксен понял, что
пароход обречен, и послал шлюпку во Владивосток за помощью. Утром 23 июля к месту катастрофы подошли
крейсер “Дмитрий Донской”, канонерская лодка “Отважный”, ледокольный пароход
“Надежный”, транспорт “Камчадал”. Тяжелое зрелище предстало перед моряками:
пароход “Владимир” лежал между валунами на правом борту, а вокруг него
кучковались шлюпки с пассажирами. Не мешкая приступили к спасательным работам.
На “Надежном” ими руководил старший штурман лейтенант П. Шмидт, который через 8
лет возглавит восстание в Севастополе. А это выдержка из вахтенного журнала
транспорта “Камчадал”: “...Подходя к мысу Гамова, к месту крушения парохода
“Владимир”, убрали механический лаг, показания которого были 47, 3/4 мили. 20
мин. 8 часа в расстоянии 5 кабельтовых от крушения парохода “Владимир”
остановили машину и на глубине до 30 сажень отдали левый якорь, канат которого
травили до 70 сажень, грунт песок. 25 мин. 8 часа с потерпевшего парохода
“Владимир”... пришла шлюпка, с которой сообщили, что машинное отделение
парохода залито водой, и в 12 часов с парохода начали перевозить вещи и
навигационное имущество, прибыла часть команды и прислуга парохода. 40 мин. 1
часа пришла с парохода последняя шлюпка с вещами и людьми. Всего пассажиров, в
том числе и прислуги, принято на борт 47 человек по преимуществу китайцев. 40
мин. 2 часа пошли обратно во Владивосток”. Остальных пассажиров и членов
команды взяли на борт другие корабли. В морском патриотическом объединении “Восток”
пароход “Владимир” “отслеживали” давно. Немало сил и времени потратил на это
Юрий Ведерников, который попутно выявил многие другие катастрофы и факты гибели
кораблей российского флота, военного и коммерческого, на Дальнем Востоке.
Поиски и исследования архивных документов, в которых мы в нашем регионе
ограничены, кое-что дали, но немного. По нашим сведениям, до нас этим
пароходом, как, впрочем, и другими, никто не занимался. Начало морским практическим работам было
положено осенью 1995 года, когда парусно-моторная яхта “Командор” с группой
Вячеслава Трубникова вышла в район мыса Гамова с целью найти все-таки пароход
“Владимир”. С завидной настойчивостью искали парни следы катастрофы. Подобные
поиски, как правило, дело затяжное. Нашли какую-то старую мину, остов шхуны
“Лахтак”, наткнулись на экспедиционный катер “Кварц”, затонувший в 1983 году.
“Владимир” не обнаруживался. В этом году поисковые работы были продолжены. И
вот пришла удача. ...Парусно-моторная яхта “Командор”,
распрощавшись на траверзе острова Фуругельма с экспедиционным катером “Пеленг”,
направилась в Посьет. Прибыв к месту назначения и отсняв маяк Назимова - один
из первых в Приморье маяков французской постройки 1896 года со старинным
колоколом, - “Командор” вернулся на свою базу в бухту Витязь. Основной задачей
команды Вячеслава Трубникова был поиск парохода “Владимир” и у острова Стенина
- останков парусно-винтовой шхуны “Восток”. Однако разыгравшийся шторм
несколько оттянул начало работ. Наконец море успокоилось. “Командор” рванулся
из Витязя в район мыса Гамова. Около недели спускались аквалангисты под воду и
“ели” свои акваланги, прочесывая свалы, дно побережья. Надежда обнаружить
что-либо таяла, настроение падало... Последний спуск. Под воду ушел Александр
Силиванов. Томительные минуты ожидания... Сколько таких минут было у
подводников-поисковиков “Востока” за последние 8 лет! Уже свертывали снаряжение
и оборудование, готовили к пуску двигатель в ожидании выхода аквалангистов.
Наконец пузыри воздуха приблизились к яхте, и через минуту Силиванов вынырнул у
борта и доложил: между крупными валунами обнаружил какую-то крупную
механическую конструкцию. Трубников, схватив последний резервный акваланг,
ринулся за борт и надолго исчез. Двигаясь вниз по крутому свалу, Вячеслав по
“прокладке” Силиванова вдруг также неожиданно между двух валунов на глубине
около 8 метров увидел этот объект, приблизился к нему и, пройдя над находкой
несколько метров, тщательно ее осмотрел. Никаких сомнений не оставалось: между
огромными валунами лежала 3-цилиндровая паровая машина на литой станине, судя
по размерам, принадлежавшая крупному судну. Медленно продвигаясь вдоль машины,
Трубников обнаружил паровые вспомогательные механизмы, куски трубопроводов,
обшивки, фрагменты набора корпуса. Судна в том привычном виде, в каком оно
должно быть, не существовало: за 99 лет пребывания под водой шторма разметали
его. Продолжая осмотр, Вячеслав вдруг увидел лежавший на грунте чуть в стороне
от останков корпуса огромный 4-лопастный гребной винт диаметром около 5 метров.
Сомнений не оставалось: найдены останки именно парохода “Владимир”. Воздух в последнем
акваланге заканчивался, и нужно было подниматься на поверхность. “Командор” вернулся на базу набивать воздухом
акваланги. В. Трубников, А. Силиванов, Е. Тушкин с азартом обсуждали планы
работ на следующий день, определяя район дальнейшего поиска. Но необычайный
душевный подъем, жгучее нетерпение немедленно продолжить работы напрочь и
безжалостно остудил разыгравшийся ночью шторм, почти на неделю приковавший
поисковиков к полуразрушенной зверобойной шхуне, используемой в бухте Витязь в
качестве причала. Наконец ветер выдохся, непогода
утихомирилась. Как только море успокоилось, “Командор” выскочил из Витязя к уже
знакомой скале. Перед подводниками стояла задача отыскать
кормовую оконечность парохода. Теперь уже без труда нашли паровую машину и
продолжили осмотр района. Спускаясь поочередно под воду, делали открытие за
открытием. Останки кормовой оконечности обнаружили на свале чуть в стороне
возле самого шельфа. Вячеслав Трубников спустился с подводным боксом (впервые в
“Востоке” появилась аппаратура для подводных видеосъемок) с задачей отснять все
находки. Работая под кормовым подзором “Владимира”, Вячеслав нашел и снял на
видеокамеру гребной вал с дейдвудным подшипником, 4-лопастный винт на валу
(найденный накануне винт оказался запасным), перо руля около 7 метров длиной, а
рядом лежал сектор привода баллера руля. Просмотрев позже отснятый материал,
остались довольны: не стыдно показать людям. И вот “Командор” вернулся во Владивосток, завершив второй
этап юбилейной подводно-поисковой экспедиции. Морское патриотическое
объединение “Восток”, несмотря на полное отсутствие финансирования и какой-либо
помощи со стороны официальных структур (кроме Тихоокеанского флота и управления
культуры администрации края), успешно закрывает свои планы и программы,
посвященные 300-летию российского флота. |
Copyright © 2003 Haisen Divers All rights reserved. Webdesign Marcel
|