ЗАЛИВ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Японское море (особенно в его российской части – Дальнем Востоке) конечно, не Красное; испанские галеоны с дублонами, пиастрами и золотыми слитками не разбивались у наших берегов. Но море есть море и какие-то суда всё равно терпели крушение?!

 Несомненно, но эта информация до сих пор является, не то, чтобы секретной, а попросту недоступной для простого смертного. Хорошо было Роберу Стенюи, Меллу Фишеру, Берту Уобберу и прочим подводным кладоискателям копаться у себя в архивах, а у нас в стране такие попытки сразу же вызывают подозрение: 

-А зачем это вам? Шпион что ли?

-Да нет, не шпион, просто интересно, а что?

-Всё равно подозрительно. Ходят тут всякие, вынюхивают чего-то. Надо бы позвонить куда следует…

Обидно, однако. Вот и ныряем мы на давно известных всем остатках судов, возле острова Карамзина да мыса Гамова.

   От шхун «Лахтак» на мысе Шульца в бухте Витязь и «Восток» возле острова Стенина давно уже ничего не осталось; от крейсера «Изумруд» в заливе Владимира - тоже. А две подводные лодки возле м. Гамова уж больно глубоко лежат…  «Кварц» и «Владимир» более-менее известны, на Карамзина тоже два «парохода» ныряны-переныряны.

    Как-то раз мы уже совсем было обрадовались – «МРС» там затонул, так его через неделю уже вытащили. Никакого понимания о нуждах дайверов, любителей погружаться на затопленные суда…

А вот на Кубе, например, так целый крейсер затопили, чтобы аквалангистов привлечь.…Так у нас этого «металлолома» по берегам девать некуда; могли бы и перенять опыт кубинских товарищей. Какой-нибудь тральщик или буксир затопить, а то жди, когда он сам потонет…

   Как-то попал ко мне в руки список кораблей, оставивших след в изучении и освоении Дальнего Востока. Познакомьтесь и вы с ним.

   Многие из имён этих кораблей до сих пор обозначают заливы, бухты, банки, мели, и хорошо знакомы дальневосточникам, это: "Америка", "Витязь", "Гайдамак", "Горностай", "Гридень", "Манчжур", "Наездник", "Разбойник", "Стрелок", и т.д. 

 

Название

Тип

Год

постройки

Водоизмещение

(тонн)

Вооружение

(кол-во орудий)

Исключён из состава флота

"Абрек"

винтовой клипер

1860

1069

5

1892

"Алеут"

шхуна

1886

?

?

?

"Америка"

пароходо-корвет

1857

554

?

1883

"Асколъд"

фрегат

1854

2834

46

1861

"Бобр"

канонерская лодка

?

?

?

?

"Богатырь"

корвет

?

?

?

?

"Боярин"

корвет

1856

885

11

1887

"Витязь"

корвет

1886

3200

24

28.4.1893 разбился на камнях

у восточного побережья Кореи

в районе порта Лазарева

"Владимир"

винтовой корвет

1856

885

11

разбился на камнях

у мыса Гамова в Приморье

"Воевода"

винтовой корвет

1856

885

11

1887

"Гайдамак"

клипер

1860

1094

7

1886

"Горностай"

канонерская лодка

1863

456,7

6

1885

"Гридень"

винтовой

корвет

1856

886

11

1885

"Джигит"

клипер

?

?

?

?

"Диана"

фрегат

?

?

?

погиб в Японии

"Диана"

шлюп

?

?

?

?

"Изумруд"

крейсер

?

?

?

разбился на камнях

в заливе Владимир в Приморье

"Князь

Меньшиков"

транспорт

?

?

?

потерпел крушение, имея

на борту "генеральный груз",

 точное место неизвестно

"Крейсер"

клипер

1876

1206

13

1911

"Манджур"

транспорт

?

?

?

?

"Надежда"

шхуна

?

?

?

?

"Наездник"

клипер

1856

615

6

1969

" Новик"

корвет

1856

885

11

потерпел крушение у берегов

 Северной Америки в районе

Сан-Франциско в 1863г.

"Новый Джигит"

?

1877

1334

18

Затоплен в 1905

"Оливуца"

корвет

1852

?

?

?

" Паллада"

фрегат

1832

?

52

 потерпел крушение у

  о. Сахалин в 1856г.

"Пурга "

шхуна

?

?

?

?

"Разбойник"

клипер

1856

615

?

1867

"Рында"

1886

885

11

1871

?

"Сибирь "

шхуна

?

?

?

?

"Сивуч"

канонерская лодка

1885

1134

12

1904

"Силач"

пароход

?

?

?

?

"Соболь"

канонерская лодка

1863

456

6

1892

"Стрелок"

винтовой клипер

1856

615

6

1872

"Тунгуз"

шхуна

1870

706

4

1812

"Хеда"

шхуна

?

?

?

?

"Японец"

винтовой транспорт

?

?

?

?

Не правда ли интересный список, а ведь это только дореволюционные суда, а сколько их было после? Всё-таки история мореплавания, а вместе с ним и кораблекрушений на Дальнем Востоке хранит в себе очень много тайн. У каждого корабля своя судьба, своя история. Надо её знать, надо больше печатать подобной информации. Вот бы военное ведомство «завесу секретности» хоть чуть-чуть приоткрыло… Я думаю, что тогда мы бы узнали очень много интересного о своей истории.

 

 

 

Copyright © 2003 Haisen Divers  All rights reserved.         Webdesign Marcel

 

Хостинг от uCoz