НЕ
СКАЖЕТ НИ КАМЕНЬ, НИ КРЕСТ, ГДЕ ЛЕГЛИ...
Из
хроники кораблекрушений в российских водах
Дальнего Востока
История флота традиционно рассматривается с точки зрения побед и достижений. Победы и походы всегда были объектом пристального внимания историков. И чем “Круглее” была дата, тем больше писали о уже написанном и сильнее гремели фанфары. Сегодня
читателю предлагается взгляд на историю
флота в хронологии кораблекрушений.
Вспомним тех, “кто не придет назад...”
Сейчас, наверное, будет весьма трудно
установить, какое из русских судов первым
погибло в дальневосточных водах. В 1639 году русские казаки во главе с И. Москвитиным впервые ступили на берег Тихого океана, положив начало русскому дальневосточному мореплаванию. В 1640 году
“...море разнесло без вести...” кочи Семена
Дежнева, а судно самого Дежнева “выбросило
на берег в передний конец за Анадырь реку...”.
Возможно, это и был первый случай
кораблекрушения русского судна на Тихом
океане (А. Алексеев. “Морская карта
рассказывает”, Магадан, 1987 г.) В
известной книге историка русского флота А.
Соколова “Летопись крушений и пожаров на
судах русского флота. 1715-1855 гг.”
упоминается о девяти случаях
кораблекрушений на Тихом океане. Кратко
опишем их: - 1737 г. Бот
“Фортуна” на переходе из Охотска в
Большерецк выброшен на берег устья реки
Большой; - 1741 г.
Пакетбот “Святой Петр” - выброшен на
восточной стороне о. Беринга; - 1748 г.
Галиот “Охотск” выброшен на берег в одной
версте севернее устья реки Большой; - 1753 г.
Пакетбот “Иоанн” выброшен на берег против
устья реки Озерной на Курильскую кошку; - 1753 г.
Бригантина “Михаил” при переходе в Гижигу
разбилась возле камчатского берега; - 1754 г.
Шхербот “Елизавета”, следуя в Гижигу,
приблизился к камчатскому берегу и был
разбит; - 1755 г. “Святой
Петр” при переходе из Ямска в Охотск был
выброшен на камчатский берег; - 1766 г. “Святая
Екатерина” выброшена на берег возле
Большерецка; - 1774 г.
Судно “Святой Павел” также было выброшено
на берег у Большерецка. Сочинения
другого моряка-англичанина Дункена - “Описания
примечательных кораблекрушений, в разное
время случившихся...”, переведенные и
пополненные в пользу российских
мореплавателей капитан-командором В.
Головиным, не захватывают воды русского
Дальнего Востока. ·
Следующее
известное кораблекрушение произошло в 1853
году. Это гибель фрегата “Диана” во время
цунами в Японии. В
газетной периодике 1980-х годов упоминалось о
подводных археологических работах
японских ученых на фрегате и пополнении
японских музеев экспонатами с “Дианы”. ·
Другой фрегат
русского флота - “Паллада” был затоплен в
1856 году в бухте Константиновской
Императорской гавани (ныне бухта Постовая в
Советской Гавани) во избежание захвата
англо-французким флотом во время восточной
войны. В 1989 году
приморским краевым клубом подводного
поиска “Восток” были произведены работы
по обследованию фрегата. При затоплении
корабль лег на правый борт, и в советское
время над ним стояло судно-отопитель.
Отходами с этого судна “Паллада” была
завалена, погрузившись правым бортом по
диаметральную плоскость в грязь, ил и шлак.
Может быть, это и спасло фрегат от
окончательного разграбления. Ведь
небольшая глубина в месте затопления,
нахождение бухты Постовой в черте пос.
Заветы Ильича давали доступ к фрегату всем
желающим. К настоящему времени сохранилась
лишь правая часть фрегата, погруженного в
ил и шлак. В том же 1989 году экспедицией клуба
“Восток” были подняты элементы
конструкций “Паллады”. В настоящий момент
их можно видеть в экспозиции музея им.
Арсеньева. ·
Более удачно
сложилась судьба спутника “Паллады” -
парусно-паровой шхуны “Восток”.
Приобретенная для сопровождения фрегата “Паллада”
в экспедиции адмирала Путятина, шхуна была
куплена в Англии у фирмы “Марк Виваль и К°”
за 21 тыс. рублей серебром. Это было первое
судно на Дальнем Востоке не только с
паровой машиной, но и с железным корпусом.
Последние годы своей жизни шхуна входила в
состав Отдельной съемки Восточного океана
и занималась гидрографическими
изысканиями. 28 июля 1883 года при
исследовании грунта в районе острова
Редклиф (ныне о. Стенина) в 11 часов утра
шхуна наткнулась на риф у северной
оконечности острова и получила пробоину.
Сойти с рифа судно не смогло ни своими
силами, ни с помощью подошедших судов. При
усиливавшемся ветре шхуна затонула.
Исключена из списков флота 6 февраля 1884 года.
Несколько
лет назад членами краевого клуба
подводного поиска была обнаружена паровая
машина шхуны. Современник “Паллады” и “Востока”
- парусный транспорт “Байкал” был
флагманом Амурской экспедиции Г.
Невельского. Участвуя в экспедициях по
исследованию Приморья и Сахалина, к 1860 году
транспорт “по ветхости и гнилости” был
признан негодным к плаванию и исключен из
состава судов Сибирской флотилии с
переоборудованием в блокшив. В марте 1871
года, стоя у берега во Владивостоке,
транспорт затонул. После его осмотра подъем
признали нецелесообразным, ограничившись
снятием части оборудования. Предполагаемое
место затопления - береговая черта возле
памятника Г. Невельскому. Конец XIX
века ознаменовался рядом крушений русских
и иностранных судов. ·
Так, 3 октября 1893
года в 112 милях от Императорской Гавани сел
на камни “Сивуч” и погиб пароход
Добровольного флота “Владивосток”. В тех
же местах погибли пароход “Nevading” в 1897 году
и норвежский пароход “Викинг”, 16 мая 1887
года пароход “Кострома” Добровольного
флота выскочил на камни к осту от мыса
Крильон, а 11 мая 1900 года потерпел крушение
на камнях острова Хирадо вблизи Нагасаки
пароход “Уссури”. Несло потери и частное
судоходство Приморья. В 1878 году возле поста
Дуэ на острове Сахалин погиб пароход “Батрак”,
принадлежащий компании “Шевелев и К°”.
Поистине же роковым для этой компании стал
1897 год. ·
Утром 21 июня 1897
года пароход “Владимир”, следуя в бухту
Посьет, выскочил на камни мыса Гамова.
Получив две пробоины в носовом трюме, а
затем и в машинном отделении, пароход был
оставлен на берегу и затем затонул,
несмотря на пришедшие на помощь корабли
Сибирской флотилии. ·
А в октябре 1897 года
на камнях Устричного острова залива Де-Кастри
погиб пароход “Стрелок”. ·
Масштабные боевые
действия русско-японской миновали
Владивосток стороной, но и эта война взяла
свои жертвы. С целью защиты побережья и
подступов к Владивостоку русскими было
выставлено около одной тысячи мин
заграждения. Не оставляли наши воды без
внимания и японцы. На выставленной ими
возле острова Скрыплева минной банке 4 июля
1904 года подорвался и затонул миноносец № 208
Сибирской флотилии. В том же 1904 году были
предприняты попытки его подъема, но
водолазы не смогли завести стальной трос
под корму корабля и ограничились снятием 47
мм пушек. По мнению журнала “Русское
судоходство”, минная опасность под
Владивостоком существовала до 1909 года. А “рогатая
смерть” принимала свои жертвы. ·
В мае 1906 года,
следуя “правильным рейсом из Одессы во
Владивосток”, подорвался на мине и затонул
с полным грузом пароход “Князь Горчаков”
Северного общества. При этом были спасены
судовые журналы и бумаги, а капитаном судна
был заявлен морской протест по поводу
гибели судна (архив Приморского филиала
Русского географического общества). ·
В октябре 1906 года в
бухте Кангауз (ныне Суходол) Уссурийского
залива подорвался на мине и затонул, унеся с
собой 136 человеческих жизней, пароход “Варягин”.
В списке груза значилось 60.000 рублей золотом.
Спасшийся капитан парохода пытался
организовать поисково-спасательные работы,
но последовавшая за этим мировая война и
смена эпох отложили дело, а затем оно вообще
забылось за давностью времен (архив
приморского краеведа А. Буякова). Изложенное
выше, возможно, далеко не полный перечень
жертв минной войны. Так, в журнале “Русское
судоходство” № 6 за 1912 год (стр. 83) писал: “...по
окончании русско-японской войны, когда
возобновились грузовое и пассажирское
движение пароходов между Владивостоком и
портами Дальнего Востока, произошло свыше
десяти крушений больших пароходов от мин...”
·
В самом конце
русско-японской войны крейсер “Изумруд”,
вырвавшись из вражеского кольца под
Цусимой, прорвался к Владивостоку. Однако в
заливе Святого Владимира он в ночь на 17 мая
1905 года сел на камни у мыса Орехова и был
взорван командой. В 1989 году
поисковой экспедицией клуба “Восток” была
найдена и поднята 120 мм пушка с крейсера. В
настоящий момент ее можно видеть возле
музея Тихоокеанского флота. Обнаружены и
некоторые другие детали корабля. ·
В том же 10905 году
осенним штормом была выброшена на берег
возле Александровска-Сахалинского первая
на Дальнем Востоке китоперерабатывающая
база “Михаил”, принадлежащая пароходству
графа Кайзерлинга. ·
Официальное
издание “Кораблекрушения в водах
Российской империи”, издаваемое Главным
гидрографическим управлением, отмечало
также гибель парусного судна “Муки” 6
сентября 1906 года у мыса Страшного бухты
Терней и японской шхуны “Риорюши-Мару”
водоизмещением в 57 тонн недалеко от мыса
Низменного залива Ольга в октябре 1906 года. Сведения
о кораблекрушениях в советское время
сохранились во многом благодаря ветерану
поисково-спасательной службы
Тихоокеанского флота, капитану П ранга
Аркадию Бауму. В 30-е годы
по навигационным причинам в советских
дальневосточных водах погибли: - пароход
“Связьстрой” - выскочил на камни Южного
рифа о. Карагинского 1 апреля 1939 года; - пароход
“Камо” - сел на камни мыса Кекурного о.
Карагинского 1 нояря 1935 года ; - пароход
“Суман” - затонул возле Камня Опасности 1
июня 1938 года; - пароход
“Снабженец” - затонул возле Камня
Опасности в 1940 году; - эсминец
“Решительный” - выброшен штормом на берег
недалеко от Советской Гавани; -
легендарный ледокол “Малыгин”
Арктического госпароходства - затонул у м.
Озерного, восточный берег Камчатки, в
октябре 1940 года; - буксир
“Республика” - затонул 4 декабря 1941 года в 25
милях от о. Аскольд в результате
столкновения с пароходом “Оха”; - танкер
“Мариуполь” - выброшен штормом на северо-восточный
берег острова Шумшу. Примечательно,
что на борту танкера японцами была устроена
противодесантная батарея, что нашло
отражение в художественной книге “Прибой у
Котомари”. Автору
этих заметок в 1990 году довелось бывать в
составе поисковой экспедиции клуба “Восток”
в местах боев на острове Шумшу. К сожалению,
до настоящего момента танкер “Мариуполь”
не сохранился. В горячке
первых военных дней на своих минах погибли: - ледокол
“Казак Поярков” ДГМП - подорвался и
затонул 25 июля 1941 года в районе мыса Южного,
залив Ольга; -
краболов “Тунгус” (типа “ЛЕЙК”),
принадлежащий “Крабтресту”, - подорвался
на мине и затонул в июле 1941 года в районе
мыса Поворотного; -
подводные лодки “М-69” и “М-43” - не
вернулись из боевого похода. (Предположительно
подорвались на минах заграждения в 1941 году
на траверзе залива Посьет.) В годы
войны погибли пароходы: - “Трудовое”
- торпедирован неизвестной подводной
лодкой в районе Озерского рыбокомбината в
1944 году; - пароход
“Белоруссия” - затонул в проливе Лаперуза
в результате торпедирования в 1944 году; - пароход
“Обь” - погиб в 1944 году в 25 милях от
Большерецка; - без
вести пропала подводная лодка “Л-19” в
районе пролива Лаперуза в 1945 году. Приведенные
здесь и ниже данные о кораблекрушениях
советских кораблей были взяты из
рукописной книги “Перечень затонувших
объектов в зоне деятельности АСС ТОФ”,
составляемой моряками аварийно-спасательной
службы Тихоокеанского флота с 1932 года по
конец 70-х. К сожалению, к настоящему моменту
эта книга утрачена. В
советских водах погибли и две американские
подводные лодки: - “S-44” в
1943 году восточнее о. Парамушир атаковала
японский эсминец и была им потоплена; - “Херинг”
в 1944 году атаковала в надводном положении
стоящие на рейде острова Матуа японские
транспорты и была потоплена огнем
береговой батареи. Кто знает,
может быть, последней жертвой “второй”
минной войны в российской акватории стала
подводная лодка “С-117”, пропавшая без вести
в Татарском проливе 15 декабря 1952 - года.
Силами АСС ТОФ был проведен поиск от точки с
координатами ш. = 47 град. 30 мин. N и д. = 140 град.
31 мин. О в радиусе 30 миль, но объект не был
найден. ·
Любителей поиска
подводных кладов не могут не
заинтересовать сведения о пропаже без
вести баржи “Дукча”, принадлежащей МВД
СССР и погибшей 6 октября 1947 года в районе
полуострова Кони с ценным грузом на борту.
Автор не располагает данными о характере
груза, но что могло быть ценным на Колыме в
октябре 1947 года? Тогда же,
4 февраля 1947 года, льдами в бухте Нагаева был
раздавлен пароход “Можа”, а тремя годами
ранее, 25 сентября 1944 года, в бухте
Провидения затонул пароход “Кузбасс”. В
заключение отметим, что приведенные выше
данные далеко не полны, автором по мере
возможности указан источник информации.
Так, в указанной выше книге “Перечень судов,
затопленных в зоне деятельности АСС ТОФ”
упоминалось не менее ста случаев.
Несомненно, кто-то из читателей сможет
дополнить и исправить изложенное. “Ради
бога, исправляйте и дополняйте.... Ибо книги
ветхи, а ум молод и не дошел...”. Юрий Ведерников,действительный член Русскогогеографического общ |
Copyright © 2003 Haisen Divers All rights reserved. Webdesign Marcel
|